Подробнее

КАДЗУО ИСИГУРО «НЕ ОТПУСКАЙ МЕНЯ»: ОБНАЖЕНИЕ БЕЗДНЫ

Образовательное учреждение
ГБОУ гимназия № 528 Невского района Санкт-Петербурга
ФИО автора работы
Арзубова Маргарита
Краткая аннотация работы
В работе исследуются причины присуждения Кадзуо Исигуро Нобелевской премии за роман «Не отпускай меня».
ФИО научного руководителя (руководителей) работы
Хвостова Е.С.
Работа выполнена учащимся
старшая школа
Текст

Цель моей исследовательской работы заключалась в том, чтобы выяснить, почему Кадзуо Исигуро со своим романом «Не отпускай меня» заслуженно получил Нобелевскую премию 2017 года. Роман произвел на меня сильное впечатление, и я решила подготовить несколько иллюстраций.

Все рисунки сочетают в себе графические и цветные элементы, и это имеет свой смысл. Часто прошлое принято изображать черно-белым, поскольку это всего лишь давно ушедшие воспоминания, но я сделала всё наоборот. Для главной героини романа Кэти Ш. не существует настоящего: бесконечные больничные палаты, Рут и Томми, измученные выемками, потерявшие себя, не живые.  Всё это настолько ужасно, что настоящее для Кэти — это только мысли об упущенных возможностях. Героиня живут своим прошлым: ярким, насыщенным детством и свободным юношеством. Весь роман Кэти как будто смотрит на себя со стороны, но изменить что-то  неспособна. Вот стоит только заглянуть в окно, и там они вместе с Рут играют в пансионате Хейлшем и сейчас обязательно пойдут на интересный урок к мисс Эмили... Но стоит вернуться в реальность, и вместе с Кэти на больничной койке сидит лишь блеклая тень когда-то живой и бойкой девушки. А Томми?  Как поздно герои поняли, что по-настоящему любят друг друга, как много они могли сделать вместе, но это время уже прошло. Однако даже воспоминание об одной поездке и поиске кассеты все равно приносит героине много радости.

Почему же все герои книги обречены на смерть в молодом возрасте? В процессе чтения становится известно, что этот роман о клонах, которые являются донорами органов для обычных людей. И в их мире такой порядок вещей абсолютно нормален.

Последняя моя работа может быть иллюстрацией ко всему произведению, и вот почему. У Кэти была любимая песня «Не отпускай меня», оставаясь наедине, она любила включать кассету с этой мелодией и, держа на руках подушку, представлять, что она мать, обнимающая своё дитя. Как-то раз одна из создательниц Хейлшема, Мадам, проходила мимо комнаты Кэти и, заметив одиноко танцующую девочку, увидела в этом кое-что свое. Хейлшем создавался с единственной целью: выяснить, обладают ли клоны душой, и, посмотрев на Кэти, Мадам разглядела в ней не только душу, но и желание жить, как обычный человек. Создательница не знала, кто эта девочка и о чём она думает, она лишь увидела ребенка, который тянется к миру, миру без жестокости, без конфликтов и войн, где у каждого есть свое место, где каждый нужен. Такой мир заслуживают не только Кэти, Рут и Томми, такой мир заслуживаем мы все.

Я считаю работу Исигуро актуальной, поскольку в современном мире научный прогресс во много раз опережает изменение моральных норм и ценностей. Мы не можем быть готовы к клонам и научно-техническим прорывам, когда даже в XXI веке существует расовая нетерпимость, вражда на почве вероисповедания и прочие конфликты, которые давно должны были уйти в прошлое. У человечества пока нет ответа на вопрос «Как сделать мир справедливым ко всем», однако то, что он задается, как это сделал в своём произведении замечательный писатель Кадзуо Исигуро, говорит о начале длинного и трудного, но верного пути.